Содержание
Добежать быстрее… Танцевать в первом ряду… Выиграть в соревнованиях… Написать контрольную лучше, чем одноклассники… А если нет, и результат окажется плохим? Разбираемся в вопросе конкуренции.
Победит дружба?
Когда дело доходит до обучения детей конкурентоспособности, можно услышать неоднозначные отзывы. Одни родители считают, это помогает детям ощутить вкус победы и горечь поражения, чтобы сделали самостоятельный вывод — почему надо стремиться к лучшим результатам. Другие уверены, что конкуренция приносит больше вреда, чем пользы: может вызвать ненужный стресс и беспокойство.
Чтобы предотвратить этот негативный опыт, многие родители убирают соревновательный аспект из каждого вида деятельности и объявляют всех победителями. Другими словами, побеждает дружба.
Что воспитывает конкуренция
По этому поводу психолог и автор книги «Мышление: новая психология успеха» Кэрол Двек говорит о том, что конкуренция должна воспитывать установку на рост, а не на данность:
Например, когда дети считают, что их знания и умения нельзя изменить, например, плохо разбираются в математике, тогда у них есть установка на данность. Следовательно, когда у детей есть такой образ мышления, они верят, что изменения невозможны. А дети с установкой на рост признают свои текущие навыки и способности, но верят, что они могут изменить, улучшить или добавить новые навыки со временем и усилиями. В результате, когда у детей есть установка на рост, они знают, что если не преуспеют, это не конец света, так как могут учиться и совершенствоваться.
Как выглядит здоровая конкуренция
Конкуренция сама по себе, неплохая вещь. Но именно то, как дети и их родители к ней относятся, делает ситуацию нездоровой. Если единственная цель — выиграть, а не научиться чему-либо в процессе, дети будут разочарованы, когда проиграют. Но если родители научат чадо конструктивно смотреть на неудачу, тогда и в результате проигрыша участники получат пользу. Вам в этом помогут пять золотых правил, которые научат ребенка не опасаться конкуренции.
№1. Говорите о том, что никто не может контролировать исход игры. Поэтому детям лучше иметь другие цели помимо победы, например, цель, основанную на личных достижениях. Возможно, они проиграют игру, но увидят, что научились чему-то новому.
№2. Развивайте умения и личные качества ребенка. Сосредоточьтесь на том, что ребенок может сам контролировать.
№3. Помните, что неудача — часть успеха. Получив отрицательный результат, ребенок должен понять, что может оправиться от него, увидеть ошибки и двигаться дальше.
№4. Учите не бояться. Страх мешает детям пробовать сложные вещи. Это уменьшает их возможности для роста и достижения успеха.
№5. Делитесь личным опытом неудач и тем, что вы из них извлекли. Зная это, дети будут рассматривать промахи или ошибки как образ жизни. Так они смогут превратить минусы в плюсы и двигаться дальше.